- Затмения
- Солнечные и лунные З. относились к наиболее впечатляющим небесным явлениям. У всех народов они возбужали фантастич. представления, согласно которым Солнце и Луна проглатывались чудовищем или чародеем. З. прежде всего привлекали внимание астрологов, которые толковали их как зловещие предзнаменования, предвещающие смерть великих людей, войны, чуму и т. д. В Вавилоне благодаря длительным наблюдениям была установлена периодичность лунных З. В одном из текстов, названном «О несостоявшемся лунном затмении», от 4. 07. 567 до н. э. сообщается о предсказаниях движения Луны, которые еще базировались на неточных сведениях о 18-летнем цикле. Однако в 6 в. до н. э. еще не существовало аналогичных данных о солнечных З. Последние наблюдались лишь в очень огранич. зонах на Земле. Поэтому предсказания Фалеса от 28. 05. 585 до н. э., вероятно, основаны на легендах. Лишь эллинистич. астрономия создала предпосылки для точных предсказаний. Рациональное объяснение причин З. подготовлено раннегреч. философией. В соответствии с космологич. представлениями Анаксимандр предполагал, что солнечное З. — это закрытие «огненных дыр» в кольце светил. Анаксимен считал, что светило заслоняется телом, подобным Земле. Зафиксированные Анаксагором представления о том, что Луна получает свой свет от Солнца и что при определ. позициях Земля затемняет Луну, а Луна может прикрыть Солнце, оказались решающими. Тем не менее продолжали существовать и идеи о З. как предзнаменованиях. Так, греч. полководец Никий отложил отплытие флота из Сиракуз из-за лунного З., что было одной из (не из последних) причин поражения афинян. Частые упоминания о З. в хрониках имеют большое значение для историков. Через фиксацию дошедших до нас дат З. можно привести в абсолютно точную систему всю имеющуюся в нашем распоряжении относительную хронологию.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.